Украина: между автокефалией и Томосом

На Синоде в Константинополе было принято несколько важных решений, которые позволили создать правовую базу для предоставления украинской церкви Томоса.


На этой неделе произошло историческое событие. 11 октября было объявлено решение Священного Синода Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии (статуса независимой поместной церкви) украинской православной церкви.

После проведение объединительного собора, выбранный иерархами предстоятель получит и томос, подтверждающий новый статус украинской церкви. Свершится то, о чем в свое время мечтали Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Богдан Хмельницкий, Павел Скоропадский. Украина, как и все независимые православные страны, — получит свою соборную церковь.

Что произошло в Константинополе

На Синоде в Константинополе было принято несколько важных решений, которые позволили создать правовую базу для предоставления украинской церкви Томоса.

Первое — Синод принял решение предоставить Томос об автокефалии православной церкви в Украине. «Обновить решение, принятое ранее Вселенским патриархатом, о предоставлении автокефалии церкви в Украине», - говорится в решении.

Второе - Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Москвой в 1686 году. Принятым решением отменяется юридическое обязательство синодального письма 1686 года, «выданного по обстоятельствам того времени», которое наделяло московского патриарха правом назначать киевского митрополита. И, соответственно, Константинополь возвращает себе право на хиротонизацию иерархов киевской церкви.

Здесь уместно сделать небольшое историческое отступление и напомнить читателям, как киевская церковь-мать попала в подчинение к московской падчерице.

... С 988 года, после того, как великий князь киевский Владимир крестил Русь — город на днепровских холмах стал центром и церковной митрополии, подчиненной константинопольскому патриарху.

Однако в 1299 году киевский митрополит переехал из так и не возродившегося после монголо-татарского нашествия до прежнего величия Киева, вначале во Владимир, а в 1326 году - в Москву.

Но великим князьям литовским не понравилось, что киевской митрополией правят из Москвы. И в 1353 году в Константинополь прибыли сразу два кандидата на пост «митрополита Киевского и всея Руси». Алексей — от великого князя московского, и Роман - от великого князя литовского. Вселенский патриарх посвятил в митрополиты обоих - Алексея в «иерархи всея Руси», а Романа - в иерархи «Литвы и Малой Руси». Так в Московии и в Украине появились две независимые друг от друга митрополии.

А в 1441 году очередного московского митрополита Исидора в Москве арестовали, обвинив его в ереси за согласие принять унию на объединительном Флорентийском соборе. Исидору вскоре удалось бежать, а в Москве без всякого согласия константинопольского патриарха в 1448 году выбрали митрополитом владыку Иону. В 1459 году пошли еще дальше - провозгласили автокефалию московской церкви. И с точки зрения Константинополя, стали раскольниками. В отлучении от благодати Вселенского патриарха московская церковь пробыла аж до 1589 года — долгих 130 лет.

И уже после Переяславской Рады и после смерти гетмана Богдана Хмельницкого московская патриархия стала предпринимать попытки переподчинить себе Киевскую митрополию.

В 1685 году в Москве в присутствии царя патриарх Иоаким поставил на митрополичий престол в Киеве Гедеона Святополка-Четвертинского.

С новоназначенного митрополита была взята присяга «под послушанием у Константинопольского патриарха не быть и из-под его пастырства за удаленностью дальнего пути выйти».

Через год аннексию Киевской митрополии обосновали уже и согласно «церковным канонам». За взятку в 200 золотых и в 120 соболиных шкурок константинопольский патриарх Дионисий выдал отпускную грамоту про уступку архипастырства над Киевом московскому патриарху.

Через год Патриарха Дионисия IV свергли с престола члены Синода.

А вот что о последующих событиях написал епископ Петроградский и Гдовский Русской православной автономной церкви (РПАЦ) Григорий Лурье.

«Переподчинение Киевской митрополии Московскому патриарху — исторический миф. Константинопольский собор 1686 года и патриарх Иерусалимский Досифей отказались признать законным вторжение Московского патриарха в украинские дела и согласились лишь передать ему права наместника, или экзарха Вселенского престола („И да будет епархия убо Константинополскаго, наместствующая же вот святейшаго патриарха Московскаго“)... Захват Киевской митрополии Московским патриархом в Константинопольском патриархате всегда считали беззаконием, учиненным вопреки каноническому праву. Поскольку для Константинопольского патриархата сохранили каноническое значение лишь те пределы Московского патриархата, которые были определены соборным актом 1593 года, когда последнему «подарили» патриарший статус»...

Третье — Синод признал недействительными анафемы РПЦ МП предстоятеля УПЦ Киевского патриархата Филарета (Денисенко) и первоиерарха Украинской автокефальной православной церкви митрополита Макария (Малетича). Отмечается, что эти архиереи и их последователи "оказались в расколе не по догматическим причинам". Таким образом, предстоятели УПЦ КП и УАПЦ восстановлены в священницком и епископском стане. Также важно, что рукоположенные ими епископы — тоже канонические. Значит, признаются все церковные таинства, совершенные ими. А это значит, что никакого «перекрещивания» верных мирян УПЦ КП и УАПЦ точно уже не будет.

Четвертое еще одним решением Синода стало немедленное восстановление ставропигии Вселенского патриарха (открыть монастырь, подчиненный непосредственно патриарху) в Киеве «как одну из многочисленных ставропигий в Украине, которые там всегда существовали».

Пятое Синод настоятельно призывает избежать захвата церквей, монастырей, избежать любого насилия.

И кто теперь раскольники?

Решение Священного Синода Константинопольского патриархата вызвало настоящую истерику в России, как у политиков, так и у церковных иерархов.

Теперь они хотят наложить анафему уже на вселенского патриарха. «Думаю, что за такие действия на патриарха Варфоломея надо наложить анафему», - заявил архиепископ Климент (Вечеря).

Пресс-секретарь патриарха РПЦ Кирилла священник Александр Волков заявил, что Константинополь принял «катастрофические решения для всего мирового православия».

Однако, пока ни одна поместная церковь не поддержала РПЦ. Если дело так пойдет и дальше, то не Константинопольский патриарх и созданная украинская поместная церковь окажутся в церковной изоляции, а напротив - сама РПЦ.

Министр иностранных дел Кирилл Лавров увидел в действиях патриарха Варфоломея «американский след» и провокацию. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков пошел еще дальше и заявил, что Россия будет защищать интересы православных, «как защищает интересы русскоговорящих». Напомним, что православные общины есть и в таких странах мира, как США, Канада, Япония, Китай — так что угроза «защитить» православных, как уже защитила Россия «русский мир» на Донбассе и в Сирии относится теперь не только к Украине.

Впрочем, повторюсь, пока ни одна православная поместная церковь не поддержала РПЦ. Если дело так пойдет и дальше, то не Константинопольский патриарх и созданная Украинская поместная церковь окажутся в церковной изоляции, а именно иерархи РПЦ окажутся отторгнутыми мировым православием.

По мнению российского политолога Станислава Белковского, получение украинской церковью Томоса приведет к отставке патриарха Кирилла.

«Мне представляется, сделан первый шаг к проводам на отдых патриарха Кирилла. Это было бы вполне логично. Предстоятель, всегда считавшийся сильным церковным дипломатом, проиграл этот важнейший матч вчистую. Особенно неудачным был визит патриарха Кирилла в Стамбул 31 августа 2018 года. Когда предстоятель РПЦ морочил голову патриарху Варфоломею, в основном, страшилками сугубо светского свойства. Типа того, что украинский народ мечтает вернуться под крыло России», - отметил Белковский.

Отметим, что в ходе изучения незаконной аннексии РПЦ киевского митрополичьего престола всплыл и еще один любопытный факт. Оказывается, сама РПЦ не имеет документа о своей каноничности, то есть Томоса. Так что перед тем, как вешать на украинцев клеймо «раскольников», стоило бы Москве присмотреться к бревну в собственном глазу.

Когда Украина получит Томос

Киевский патриархат Украинской православной церкви призвал иерархов УАПЦ и Московского патриархата немедленно приступить к подготовке Чрезвычайного объединительного собора.

Главная задача этого собора - «принять решение о церковном единстве, выбрать Предстоятеля единой поместной автокефальной УПЦ, который от ее имени получит патриарший и синодальный Томос об автокефалии».

Собор должен состояться не позже следующего Синода в Константинополе — а это вторая половина ноября. Скорее всего, он пройдет в Софийском соборе в Киеве. Его участниками станут все подписанты обращения к Вселенскому патриарху о даровании Томоса.

Это все епископы УПЦ КП и УАПЦ, а также 10 иерархов УПЦ МП. Пока явным фаворитом будущих выборов является нынешний предстоятель УПЦ КП Филарет. После выборов главе новой поместной церкви и будет вручен Томос, что будет означать с точки церковного права завершение процесса создания Украинской соборной церкви.

Что будет с УПЦ МП и лаврами

По мнению пресс-секретаря УПЦ КП Евстратия Зори, сейчас Московский патриархат насчитывает в Украине 12 тысяч приходов и, по его мнению, половина из них присоединится к единой поместной церкви.

«Потом, в перспективе нескольких лет, я думаю, еще где-то две трети от тех, которые останутся, они будут переходить, а в долгосрочной перспективе мы считаем, что в Украине вообще будет существовать, как в Грузии - Грузинская церковь, в Болгарии - Болгарская церковь, в Румынии - Румынская церковь, и там нет Московского патриархата, поскольку это аномалия, с канонической точки зрения, так же, со временем, когда русская церковь признает автокефалию Украинской церкви, окончательно будет урегулирован этот вопрос. Возможно, останется один храм в Киеве, который будет представительством Московского патриарха при патриархе Киевском», - сказал Зоря.

Возможно, эти оценки слишком оптимистичны, но безусловно, что процесс переходов из УПЦ МП в новую поместную церковь будет иметь лавинообразный характер, особенно в западной и в центральной Украине.

Также понятно, что достаточно будет и тех, кто захочет остаться в РПЦ МП. Скорее всего, в Украине еще долгие годы будут существовать две канонические церкви. Именно так после обретения независимости в Эстонии восстановили собственную православную церковь, а в 1996 году при поддержке эстонских властей Вселенский патриарх восстановил действие Томоса об автономии эстонской церкви. И сегодня в Эстонии есть приходы, как Константинопольского, так и Московского патриархата.

Главными духовными центрами в православии считаются лавры. Они являются магнитом для паломников и, кроме собственно своего сакрального статуса, приносят огромный доход. Сегодня все три лавры в Украине — Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская находятся под контролем РПЦ МП.

Главная из жемчужин мирового православия — Киево-Печерская лавра, хоть и принадлежит формально украинскому государству, по факту находится в аренде на 50 лет у УПЦ МП.

Будущее лавры так же, как и  любого церковного прихода, будут определять, прежде всего, сами приходы. Именно такой позиции придерживается патриарх УПЦ КП Филарет.

«Мы принципиально хотим придерживаться этого: никакого насилия, а свободный выбор или Украинская церковь, или Русская. Собралось село. 2/3 проголосовало за Украинскую церковь, значит, храм будет принадлежать этой общине. А те верующие имеют право на организацию своей религиозной общины, но они уже будут называться не Украинская церковь, а Русская церковь в Украине», - отметил Филарет.

Президент Петр Порошенко жестко предупредил о невозможности применения насилия в церковных вопросах.

«Как только, где увидите людей, которые будут призывать взять силой лавру, монастырь или храм, знайте, это — московская агентура», — подчеркнул Порошенко. Он отметил, что цель российских властей — «разжечь на Украине религиозную войну», что не входит в планы Киева. Президент отметил, что создание независимой церкви — это «путь мира, спокойствия и понимания».

Также возможно, что рано или поздно поредевшая приходами УПЦ МП перейдет под прямое управление РПЦ МП на правах экзархата. Кстати, именно такой вариант предвидел настоятель Никольского монастыря и духовный отец беглого президента Виктора Януковича старец Зосима Сокура, умерший в 2002 году.  В своем завещании он требует от монахов своей родной Никольской обители (Донецкая область) не признавать автокефалию, и перейти под непосредственное управление патриарха московского. «В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским».

Следствием предоставления Украине автокефалии через несколько лет может стать еще один важный факт. После создания поместной церкви Украине по количеству православных приходов вполне по силам будет обогнать Россию, а это значит, что наша страна станет лидером мирового православия, и Киев вновь обретет статус Нового Иерусалима — духовной столицы всего православного мира.

Роман Лазоренко

Топ новостей сегодня

Сегодня
15 Ноября, 2018 Четверг
14 Ноября, 2018 Среда
13 Ноября, 2018 Вторник
больше новостей