Когда в Желтых Водах открылся пляж, семейная пара решила отвезти своих троих детей искупаться. Когда подъехали к берегу, водитель стал искать место для парковки. Машина медленно ехала вдоль посадки, а неподалеку, метрах в тридцати, работал мини-трактор с прицепной косилкой. Все произошло в одно мгновение. Нож от мотокосы оторвался и попал прямо в голову 4-летнему Данилу.
Медики сразу подключили ребенка к аппарату искусственного дыхания, начали переливание крови. Ввели антибиотики: было ясно, что рана инфицирована. Всю ночь родители провели под дверью реанимации.
«Когда ночью приехала бригада санавиации, врачи поняли, что не довезут малыша, – рассказывает заведующий отделением нейрохирургии Днепропетровской областной детской клинической больницы Владимир Агафонов. – На следующее утро меня вызвали в Желтые Воды проконсультировать маленького пациента. После телефонного разговора с врачами я ехал в полной уверенности, что помочь ребенку уже невозможно. Но мальчик с куском железа в голове был жив, даже держал давление. И мы рискнули повезти его в Днепр».
Когда ребенка, находившегося в коме, привезли в Днепр и сделали томограмму, оказалось, ситуация еще серьезнее, чем предполагали врачи. Даня, по сути, получил осколочное ранение с повреждением тканей головного мозга. Острым ножом ребенку отсекло часть левого полушария, которая отвечает за правую половину тела и речь. Опыта проведения подобных операций у детских нейрохирургов не было. Такие травмы в Днепре могут оперировать только врачи областной больницы имени Мечникова, которая за последние два года превратилась в главный прифронтовой госпиталь. Когда с просьбой о помощи из детской больницы позвонили заведующему нейрохирургией областной клиники профессору Андрею Сирко, тот сразу порекомендовал своего коллегу – нейрохирурга высшей категории Александра Марченко.
«Операция началась около семи часов вечера, – рассказывает Александр Марченко. – Извлекать нож сразу было опасно: открылось бы кровотечение, которое трудно остановить. Кусок металла вошел в левый висок, прорезал насквозь черепную коробку и вышел справа, причинив внутри серьезные повреждения. Нож зажал перебитые сосуды, и добираться до него нужно было очень осторожно, ведь для маленького ребенка потеря даже литра крови смертельно опасна. Сначала мы провели трепанацию черепа, удалив большой участок кости на макушке, потом постепенно начали убирать поврежденные части мозга. Когда вскрыли черепную коробку, почувствовали гнилостный запах: вместе с грязной железкой в рану попали земля, трава. Кроме кровотечения, ребенку грозили отек мозга, энцефалит, заражение крови. Однако за время войны мы разработали свою методику, позволяющую избежать этих осложнений: кусочек собственной ткани человека пропитывается антибиотиком и помещается в рану, создавая неблагоприятную для развития инфекции среду. Этот метод и применили».
Когда более чем четырехчасовая операция близилась к концу, Владимир Агафонов осторожно вытащил пинцетом металлическую пластину. Даня за время операции потерял еще около 700 граммов крови. Операция закончилась успешно.
Неделю ребенок провел в коме. Когда Даниила после операции перевели в общую палату нейрохирургии, он был еще очень слабый, сам не дышал, не держал голову, мог сидеть, только обложенный со всех сторон подушками, кушал через трубочку, введенную в горло.
«К сожалению, утраченные клетки мозга не восстановятся, – комментирует состояние пациента Владимир Агафонов. – Но мозг ребенка очень пластичен, утраченные функции могут взять на себя другие его отделы. Больше всего пострадали левое полушарие и центр речи, однако мы надеемся, что мальчик все-таки заговорит, а функции правой руки и ноги восстановятся. Прогнозы в нейрохирургии давать очень сложно»
Сегодня с Даней занимается физиопроцедурами и массажем медсестра, однако правая рука пока не слушается. А вот с правой ногой произошло настоящее чудо. 23 июля Дане исполнилось 5 лет. Из Желтых Вод приехали родственники с подарками, мальчика поздравлял весь персонал отделения. И воодушевленный вниманием он вдруг сам сел на кровати. А потом и пошел, прихрамывая на правую ногу.
Дане еще очень многому предстоит учиться заново: владеть правой рукой, говорить, уверенно ходить.
«Нам с лечением помогает владелец предприятия, на котором я работаю, – говорит отец ребенка Василий. – Он оплатил и операцию, и медикаменты, дал машину. Это золотой души человек, всю жизнь будем ему благодарны. Мы преклоняемся перед врачами, которые спасли нашего ребенка. А вот тракторист, виновный в том, что Даня чуть не погиб, даже не извинился перед нами. Более того, нашим родственникам звонили с угрозами: мол, если напишете заявление в полицию, мы все равно «отмажемся».
Тракторист пытается обвинить нас в случившемся. Более того, распускает слухи, что мы с женой были пьяные. Но я в тот же день сдал анализ крови на наличие алкоголя: понял, что вину тракториста придется доказывать»
Супруги понимают, что получить компенсацию от виновника трагедии им будет сложно, а ресурсы семьи на лечение ребенка практически исчерпаны. В среду Даниила выписали из больницы, и врачи рекомендуют ему курс реабилитации в Трускавце по методу Владимира Козявкина. Кроме того, через два месяца ребенку на место утраченных костей черепа необходимо установить титановую пластину, которую по специальному заказу изготавливают в Киеве. Стоит она тоже недешево. Поэтому родители обращаются ко всем неравнодушным людям, которые могут помочь в реабилитации Дани.
Номер карточки отца мальчика в «ПриватБанке» 5168 7573 0862 7829. Стулий Василий Владимирович.
Желающие помочь могут связаться с папой Дани по телефону (099) 527−92−80.