Полный текст резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая посвящена системным нарушениям прав человека на украинских территориях, не подконтрольных украинской власти.
Этот документ, утвержденный подавляющим большинством — 87 против 11 голосов — возложил на Россию полную ответственность за соблюдение или нарушение прав человека как в Крыму, так и на Донбассе, а также содержит несколько других критически важных для Украины пунктов, которые ранее не утверждались на уровне международных организаций.
Резолюция
- Парламентская Ассамблея глубоко обеспокоена ситуацией в сфере прав человека в Крыму и в самопровозглашенных «республиках» Донецка и Луганска («ДНР» и «ЛНР»).
- Она подтверждает, что аннексия Крыма Российской Федерацией и военное вторжение российских вооруженных сил на востоке Украины нарушают международное право и принципы, поддержанные Советом Европы.
- «ДНР» и «ЛНР», созданные, поддерживаемые и эффективно контролируемые Российской Федерацией, не являются легитимными согласно украинскому или международному праву. Это касается всех их «органов власти», включая «суды», установленные властью де-факто.
- Согласно международному праву, Российская Федерация, которая де-факто осуществляет контроль над этими территориями, несет ответственность за защиту их населения. Россия, таким образом, должна гарантировать соблюдение прав человека всем жителям Крыма и «ДНР» и «ЛНР».
- В отношении Крыма российское военное присутствие и эффективный контроль были официально признаны российскими властями. В отношении «ДНР» и «ЛНР» эффективный контроль подтверждается хорошо задокументированной ролью российских военных во взятии под контроль и контроле этих регионов, несмотря на решительное сопротивление законной власти Украины, и полной зависимостью «ДНР» и «ЛНР» от материально-технической, финансовой и административной поддержки России.
- И в Крыму, и в зоне конфликта на Донбассе имели место и до сих пор имеют место серьезные нарушения прав человека, о чем свидетельствуют многочисленные доклады… Эти нарушения включают внесудебные казни, насильственные исчезновения, пытки и бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, незаконные задержания и чрезмерные ограничения свободы слова и информации.
- Жертвы нарушений прав человека не имеют эффективных национальных средств правовой защиты:
- что касается жителей «ДНР» и «ЛНР», местным «судам» не хватает легитимности, независимости и профессионализма; до украинских судов в соседних районах, контролируемых правительством, юрисдикция которых была распространена Украиной на неподконтрольные территории, трудно добраться, суды не могут получить доступ к материалам, оставшимся в «ДНР» и «ЛНР», и не могут обеспечить выполнение своих решений на этих территориях;
- что касается жителей Крыма, то атмосфера запугивания также влияет на независимость судов и, в частности, на готовность полиции и прокуратуры привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против потенциальных или реальных сторонников Украины.
- В Крыму украинцы в целом и крымские татары в частности были чрезвычайно запуганы нарушениями прав человека,
-
а также тем, что эти факты в основном остаются безнаказанными.
Многие из них были вынуждены уехать из Крыма. Одновременно на всех жителей Крыма осуществлялось огромное давление с целью получения ими российских паспортов и отказа от своего украинского гражданства для доступа к медицинскому обслуживанию, жилью и другим жизненно важным услугам.
Крымские татары, после недавнего решения Верховного суда РФ о запрете Меджлиса и его местных ячеек, утратили свое традиционное демократическое представительство. Татарские СМИ и мусульманская религиозная практика татар также оказались под давлением. Совокупный эффект этих репрессивных мер представляет угрозу для самого существования татарской общины как отдельной этнической, культурной и религиозной группы.
Более того, по сообщениям авторитетных международных неправительственных организаций (в частности, Freedom House, Amnesty International, Human Rights Watch и другие), имеются свидетельства нарушений Конвенции о недопустимости расовой дискриминации в отношении крымских татар.
РФ не обеспечивает право крымских татар на равенство перед законом, а также права на безопасность и защиту от насилия со стороны государства, права на свободу перемещения, свободу мысли и вероисповедания, свободу выражения мнения, на объединение и на мирное собрание.
Такие нарушения подтверждаются случаями исчезновения крымских татар, запретом въезда лидеров крымских татар в Крым, вмешательством в религиозные практики, запретом крымскотатарских медиа и Меджлиса, признанного высшего органа крымских татар.
-
В зоне конфликта на Донбассе мирное население, а также большое количество участников военных действий стали жертвами нарушений их права на жизнь и физическую неприкосновенность и на свободное распоряжение имуществом, в результате военных преступлений и преступлений против человечности, включая невыборочные или даже намеренные обстрелы жилых районов, иногда спровоцированные размещением оружия в непосредственной к ним близости.
-
Многие жители зоны конфликта на Донбассе, по обе стороны от линии соприкосновения, до сих пор ежедневно страдают от многочисленных нарушений режима прекращения огня, согласованного в Минске.
Эти нарушения ежедневно документируются Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ в Украине, несмотря на ограничение доступа, введенное в большей степени властью де-факто «ДНР» и «ЛНР».
Жители также страдают от царящей атмосферы безнаказанности и общего беззакония вследствие отсутствия законных, действующих государственных органов и доступа к правосудию.
Они также испытывают серьезные социальные затруднения, которые осложнились вследствие усиления ограничительных мер, введенных украинскими властями в отношении выплат пенсий и социальной помощи.
Гуманитарная ситуация для отдельных заключенных, сроки заключения которых начались до начала конфликта (а это более 5000 человек в одной только «ЛНР») являются неприемлемой: решения об их досрочном освобождении игнорируются, этих лиц привлекают к принудительному труду, а также применяют к ним различные формы бесчеловечного обращения.
И, наконец, лица, перемещенные из «ДНР» и «ЛНР», сталкиваются с экспроприацией имущества, которое они оставили, в результате незаконных требований по перерегистрации, введенных властями де-факто.
-
Украинская власть начала судебное преследование лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений и других нарушениях прав человека со стороны провластных сил.
Однако они до сих пор не предоставили международным наблюдателям доступ ко всем местам содержания под стражей, в частности тех, что находятся в ведении Службы безопасности Украины (СБУ).
-
Минские соглашения содержат положения об амнистии участников вооруженного конфликта на Донбассе. Ассамблея напоминает, что согласно нормам международного права, такие положения не могут служить оправданием безнаказанности лиц, виновных в серьезных нарушениях прав человека.
-
Что касается выборов, предусмотренных Минскими соглашениями, Ассамблея считает, что до тех пор, пока текущая ситуация в «ДНР» и «ЛНР», которая характеризуется атмосферой опасности, запугивания и безнаказанности и отсутствия свободы слова и информации, будет оставаться неизменной, проведение свободных и справедливых выборов в этих регионах невозможно.
-
Ассамблея выражает сожаление по поводу того, что ни Российская Федерация, ни Украина не ратифицировали Римский статут об учреждении Международного уголовного суда (МУС), одновременно отмечая, что Украина распространила юрисдикцию МУС в своих декларациях от 17 апреля 2014 года и 8 сентября 2015 согласно статье 12.3 Римского статута.
Ассамблея приветствует изменения в Конституцию Украины, наконец-то принятые украинским парламентом, которые сделают возможной ратификацию Римского статута. Одновременно Ассамблея обеспокоена тем, что эти изменения вступят в силу только через три года, а не как можно скорее, как это было рекомендовано Ассамблеей.
-
Ассамблея приветствует действия Совместной группы по расследованию (СГР) и ее предварительный отчет от 28 сентября по уголовному расследованию относительно сбитого рейса MH17 на Донбассе.
Ассамблея принимает к сведению выводы СГР о том, что MH17 был сбит с территории, которая контролировалась пророссийскими сепаратистами ракетной системой «Бук», которая была доставлена из РФ и возвращена в РФ после запуска ракеты.
Ассамблея призывает все стороны приобщиться к уголовному расследованию, чтобы привлечь виновных к ответственности -
В связи с этим Ассамблея призывает:
16.1. соответствующие органы, как Украины, так и в Российской Федерации:
16.1.1. эффективно расследовать все случаи серьезных нарушений прав человека, предположительно совершенных во всех районах, находящихся под их эффективным контролем;
16.1.2. привлечь лиц, виновных в этих нарушениях, к ответственности, тем самым препятствуя любым другим подобным нарушениям в будущем;
16.1.3. предоставить максимально возможную компенсацию жертвам этих нарушений;
16.1.4. присоединиться к Римскому статуту МУС;
16.1.5. полностью выполнить Минские соглашения;
16.2. российскую власть:
16.2.1. прекратить свои репрессивные действия, направленные против лиц, лояльных к украинской власти, во всех районах, находящихся под их эффективным контролем, в том числе в Крыму; в частности, восстановить исторические права крымских татар и содействовать восстановлению верховенства права на всей территории восточной Украины;
16.2.2. в то же время обеспечить защиту основополагающих прав всех жителей «ДНР» и «ЛНР» и удовлетворение их основных потребностей и использовать свое влияние на власть де-факто с этой целью;
16.2.3. способствовать независимому мониторингу ситуации в сфере прав человека на всех украинских территориях, находящихся под их эффективным контролем, в том числе в Крыму;
16.2.4. использовать все имеющиеся юридические средства для пересмотра решения Верховного суда РФ относительно объявления Меджлиса вне закона, а также чтобы разрешить крымскотатарскому сообществу самом избирать свои органы самоуправления;
16.2.5. обепечить неограниченный доступ представителей международных организаций и консульских сотрудников Украины к заключенным, этапированным из территории, которая находится под украинским контролем, в пенитенциарные учреждения на территории РФ;
16.2.6. перевести в Украину тех заключенных, кто выразит такое желание, чтобы они могли провести остаток своего срока заключения на территории, которая контролируется украинской властью;
16.2.7. прекратить практику перевозки из Крыма к территории РФ тех лиц, кто не имеет российского гражданства, в том числе — заключенных.
16.3. украинскую власть:
упростить, насколько это возможно, повседневную жизнь жителей неподконтрольных территорий и перемещенных лиц из этих районов за счет сокращения административных процедур в отношении доступа к выплате пенсий и социальной помощи и содействия доступа жителей к правосудию путем надлежащего оснащения и кадрового обеспечения судов в районах, подконтрольных правительству, чья юрисдикция была распространена на неподконтрольные территории;
регулярно пересматривать и взвешивать решение Украины об отклонении от выполнения Международной конвенции по гражданским и политическим правам, а также Европейской конвенции по правам человека человека, исходя из принципов необходимости, пропорциональности и недискриминации;
16.4. международное сообщество:
продолжать уделять внимание ситуации, связанной с соблюдением прав человека и гуманитарным положением лиц, проживающих на территориях, не подконтрольных украинской власти, и воздерживаться от выдвижения требований к Украине, выполнение которых будет укреплять незаконный статус-кво;
16.5. МУС:
осуществить свою юрисдикцию в той мере, которая является юридически возможной, исходя из деклараций Украины.
17. Ассамблея решила продолжать наблюдать за ситуацией в сфере прав человека в зоне конфликта на Донбассе и в Крыму в первоочередном порядке.