За 35 лет с момента торжественной закладки днепропетровского метрополитена сменилось целое поколение горожан, а первая линия по сей день остается в урезанном виде.
Все попытки предыдущих губернаторов и градоначальников возобновить подземные работы успеха не имели. Команда нового мэра Бориса Филатова поначалу тоже была в замешательстве, прозвучало даже предложение затопить метро. И вдруг – неожиданный прогресс. В считанные месяцы проведен международный тендер, подписан контракт с победителем – турецким холдингом «Лимак». «Контрольный» визит днепровцев в Анкару обнадежил – подземка в нашем городе все-таки будет достроена, причем в максимально короткие сроки, пишет Наше місто.
Правильный выбор
Четыре дня в пятимиллионной Анкаре. Много это или мало? Для знакомства с историко-культурными ценностями – непростительно мало. Но вполне достаточно, чтобы почувствовать бурную динамику городского развития, деловую хватку турецких бизнесменов и вполне европейский стиль жизни азиатского мегаполиса.
Делегация Днепровской мэрии прилетела в турецкую столицу, чтобы в прямом смысле потрогать руками строительные объекты холдинга «Лимак». Компания в Украине малоизвестна. Победителем ее определили в первую очередь финансовые доноры – Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. А вдруг нам подсунули темную лошадку?
Сомнения отпали, когда турецкая сторона перечислила достижения «Лимака». Аэропорты, туннели, автобаны, транспортные узлы, станции метро – эти и другие объекты построила компания за 40 лет существования. Сегодня она возводит новый международный аэропорт в Стамбуле сметной стоимостью почти в 7 миллиардов долларов. Причем главным лоббистом «Лимака» выступил многолетний мэр Анкары Ибрахим Мелих Гекчек.
«Очень хороший выбор, — так оценил результат международного тендера господин Гекчек в беседе с мэром Днепра Борисом Филатовым.
И все-таки сомнения у днепровцев рассеялись не сразу. Ведь «Лимак», если не считать Турции, строит объекты преимущественно в бедных странах. В Ираке, например. А украинцы по советской традиции привыкли, чтобы станции метро выглядели, как подземные дворцы.
И здесь членам днепровской делегации пришлось приложить немалые усилия, чтобы сломать привычку жить на широкую ногу. Строительство подземки должно быть бюджетным. Бронзовые скульптуры, мраморные лавки и хрустальные люстры навсегда останутся в прошлом.
Девять подземных станций новой линии метро Анкары, которую компания «Лимак» до конца 2016 года сдаст в эксплуатацию, отделаны просто и неброско. Вместо гранита на стенах – легкие панели из композитных материалов или обычная керамическая плитка, наклеенная на облегченную основу.
«Вандалы вмиг этот «картон» расковыряют, — скептически качали головами члены днепровской делегации».
«У нас случаев вандализма нет», — парировали турецкие строители.
После оживленной дискуссии украинцы и турки сошлись во мнении, что последнее слово за заказчиком. И мы имеем полное право требовать корректировки проекта с учетом местных особенностей. Но, если откровенно, то турецкий подход днепровцам понравился. Лучше за считанные годы достроить метро с аскетичной отделкой, нежели десятилетиями откачивать воду из мертвых тоннелей, тоскуя об утраченном архитектурном размахе. Впрочем, несмотря на бюджетный интерьер, новые станции метрополитена Анкары отличаются продуманным дизайном. Национальный колорит достигается затейливой комбинацией стеклянных и керамических элементов. По мнению Бориса Филатова, подобный подход применим и в Днепре. Разумная достаточность — вот его формула.
По сути, в ходе визита в Анкару у сотрудников Днепровской мэрии произошла переоценка ценностей. В шахматных дебютах ради скорейшего развития ситуации иногда жертвуют пешкой или фигурой. Такой прием называется гамбитом. Днепровские чиновники в свой дебютный год пожертвовали чрезмерными амбициями. Шапкозакидательские настроения сменились трезвым расчетом. И сразу же обозначился результат. Если все пойдет по плану, то уже через четыре года подземка в Днепре из нелепого огрызка превратится в полноценный вид транспорта. Вместе с достройкой метро власти планируют создать пересадочный узел в районе монумента Славы и участок с подземным движением автотранспорта в районе площади Героев Майдана.
И чтобы у украинских гостей совсем не осталось сомнений в надежности холдинга «Лимак», в один из дней турецкие строители презентовали грандиозный транспортный хаб – узел, где под одной крышей помещается вокзал скоростных поездов, торговый центр, переходы к пригородным электричкам и метро, отель, фуд-корт, центр развлечений, офисный центр, парковка на две тысячи машин и прочие объекты общей площадью 175 тысяч квадратных метров.
Это многофункциональное сооружение стоимостью в четверть миллиарда долларов инженеры и рабочие компании «Лимак» построили всего за два года. Уже в октябре состоится торжественное открытие хаба.
Поэтому достройка метро в Днепре для турецких строителей – не самая сложная организационно-техническая задача. Она важна как первая ласточка в освоении украинского строительного рынка. И руководство «Лимака» не скрывает – через успешную реализацию своего проекта в Днепре компания планирует выйти на новые заказы, в том числе в Киеве и других городах Украины.
Как бы там ни было, директор предприятия «Лимак Украина» Уфук Бассаран признался, что считает дни до приезда в Днепр — так ему понравился наш город. А руководитель холдинга по развитию Тунджан Эргун приятно удивил гостей, заявив почти без акцента: «Все буде добре!»
Не подземкой единой
По приглашению мэра Анкары, днепровская делегация ознакомилась также с другими новостройками столицы Турции, поражающими своим размахом. Это прежде всего подвесная дорога, соединившая конечную станцию одной из линий метрополитена с удаленным жилмассивом. Стоимость объекта – 80 миллионов долларов — намного ниже, чем рельсовой или автомобильной магистрали, которые пришлось бы прокладывать по холмистому рельефу. Борис Филатов отметил, что лишний раз получил практическое подтверждение целесообразности строительства канатной дороги в Днепре.
Никого не оставил равнодушным и строящийся в центре Анкары гигантский парк развлечений. На площади около двух квадратных километров разместятся 1200 аттракционов, зоопарк, крытый игровой центр, парковка на 6 тысяч мест, рестораны, отели. У мегаполиса, лишенного моря и других природных красот, появится объект, который привлечет сотни тысяч туристов. И, возможно, в скором времени Анкара посоперничает по популярности с Антальей.
Примечательно, что схемы финансирования городских новостроек очень разнообразны – от прямой оплаты работ из городского бюджета до строительства в кредит за счет подрядчика с последующим многолетним погашением долга на договорной основе. Например, за строительство транспортного хаба компания «Лимак» будет получать компенсацию от государственных железных дорог в размере 1,5 доллара за каждого перевезенного пассажира. Причем срок выплаты указанной компенсации подсчитан со скрупулезной точностью – 13 лет и 7 месяцев.
На гибкость в решении финансовых вопросов турецкой стороной обратил внимание главный финансист и вице-мэр Днепра Владимир Миллер. Он подчеркнул, что в ходе визита удалось уладить проблемы с порядком перечисления НДС. Причем партнеры из «Лимака» пошли навстречу требованиям украинского законодательства, несмотря на запутанность и противоречивость последнего.
«Коммунальный» вице-мэр Михаил Лысенко дотошно изучил системы водоснабжения, водоотведения и переработки мусора в Анкаре.
«Нам бы их проблемы», — таково было его резюме.
И действительно, питьевую воду в турецкой столице получают из горных озер и артезианских скважин. Сама по себе чистая, она после легкой доочистки за счет перепада высот поступает к потребителям самотеком. Точно так же, без участия насосов, отводятся стоки. И за эту почти дармовую влагу жильцы платят по 3 доллара за кубометр. В Днепре же тариф раз в пять ниже, а загрязненность в месте водозабора во много раз выше.
С мусором, по украинским меркам, ситуация и вовсе фантастическая. Жители Анкары за его утилизацию не платят. Огромный мусоросжигательный завод принадлежит частной компании, которая его же и построила за собственные средства. А рассчитывается с частниками не мэрия, а правительство. Которое начисляет плату компании пропорционально количеству электричества, выработанного при сжигании мусора. Причем тариф – 13,5 доллара за 1 киловатт/час превышает среднюю по стране себестоимость электроэнергии примерно в 40 (!) раз. Другими словами, никакой децентрализации. Львиную долю забот по мусоропереработке взяло на себя государство. Оно же и выстраивает отношения с мусорными монополистами. Кто-то скажет, что такая схема похожа на коррупционную. Но сотрудники мэрии Анкары уверяют – сегодня в их городе гораздо чище, чем, скажем, 15 лет назад. Хотя население за эти годы выросло процентов на 20.
Впрочем, стоит ли искать соринку в чужом глазу? Турция – страна с динамично развивающейся экономикой, дружелюбным населением и договороспособными бизнесменами. А этого для нас вполне достаточно.
Борис Брагинский