Воскресенье, 8 сентября, 2024
15.7 C
Днепр

Популярные новости

Минфин готовится к реструктуризации внутреннего госдолга

Спустя год после реструктуризации внешнего государственного долга Украины Министерство финансов намерено провести долговую операцию с внутренним госдолгом.

Спустя год после реструктуризации внешнего государственного долга Украины Министерство финансов намерено провести долговую операцию с внутренним госдолгом.

Через год после реструктуризации внешнего госдолга Украины Минфин планирует провести масштабную долговую операцию по госдолгу внутренним. Все параметры действа должен «освятить» МВФ. Начать планируется с облигаций внутреннего госзайма, которые находятся в портфеле Нацбанка. На 29 декабря ОВГЗ в обороте было на 594,4 млрд грн, из которых на 381,9 млрд грн — в портфеле у Нацбанка. Если переговоры Минфина и НБУ пройдут успешно, то облигации внутреннего займа, которые «держит» НБУ, ждет репрофайлинг — долговая операция, которая растянет платежи Минфина по погашению и обслуживанию бумаг на десятки лет.

В 2014-м и 2015-м: вроде да, но все же нет

Правительство думает о репрофайлинге не один год. Такую возможность предусматривали законы о госбюджете прошлых лет, но правительство ее не использовало. Почему? Причин несколько. Во-первых, репрофайлинг предполагает длительные и качественные переговоры между Минфином, НБУ и МВФ. В 2014 году, в разгар Революции достоинства и на этапе становления нового политикума, было не до этого. Во-вторых, цель репрофайлинга — снять долговую нагрузку с госбюджета, растянув платежи во времени, а сэкономленные средства направить на более срочные нужды. 2015-й был годом высокой инфляции. Казна собирала высокий инфляционный налог, который позволял перевыполнять плановые показатели по отдельным статьям доходов — НДС, акцизы, валютные портовые сборы. То есть дополнительный источник дохода у бюджета был. В-третьих, 2015 год прошел под знаком реструктуризации внешнего госдолга. А поскольку процесс этот был длительным и проблемным, с репрофайлингом внутреннего решили подождать.

В 2016-м: очень хотелось, но не получилось

В прошлом году репрофайлинг планировалось провести «в обязательном порядке»: летом обсуждался вариант, чтобы ОВГЗ в портфеле НБУ на 378,7 млрд грн из общей суммы 549,4 млрд грн на 22 июня 2016 года конвертировать в новые бумаги. Речь шла о выпуске нового инструмента в виде амортизационной ОВГЗ с погашением равными полугодовыми платежами на протяжении срока оборота — 30 лет. Фиксированная доходность на протяжении первых трех лет планировалась до 8,3% годовых, а потом — на уровне инфляции.

Если бы это произошло, то во втором полугодии 2016 года бюджет бы сэкономил 10 млрд грн, а потребность в займах уменьшилась бы на 16,5 млрд грн. В 2017 году расходы на обслуживание сократились бы на 13,4 млрд грн, а необходимость в рефинансировании — примерно на 23,7 млрд грн.

В следующие годы сэкономить планировалось такие суммы: в 2018 году — 9,2 млрд грн на обслуживании и 44,8 млрд грн на погашении, в 2019 году — 2,5 млрд грн на обслуживании и 65,5 млрд грн на погашении, в 2020 году — 5,5 млрд грн на обслуживании и 36,2 млрд грн на погашении.

«Все застопорилось из-за отказа НБУ, поскольку не был сформирован наблюдательный совет регулятора, который должен был утвердить это решение», — уточнил собеседник ЭП в Минфине на условиях анонимности.

Шансы на проведение

По сравнению с предыдущими годами в 2017 году у репрофайлинга большие шансы на реализацию. Основных причин две. Обе они связаны с бюджетом. Первая — нужны источники для погашения дефицита бюджета. На последнем этапе бюджетного процесса правительство согласовало с депутатами бюджет таким образом, что его доходы и расходы оказались на 24,7 млрд грн больше по сравнению с тем, что планировалось в сентябре. Налоговые поступления увеличены на 18 млрд грн за счет НДС, акцизов и НДФЛ. Загвоздка в том, что, договариваясь с депутатами о дополнительных расходах, Минфин пытался их компенсировать не совсем подтвержденными доходами. Рискованными считаются доходы от лотерей, акцизов, дополнительные поступления налога на прибыль в части эффекта от снижения ренты на нефть. Эти риски делают баланс бюджета шатким и стимулируют Минфин искать запасные источники дохода. Репрофайлинг под таковой вполне подходит. Вторая причина касается Приватбанка. После его национализации глава Минфина Александр Данылюк заявил: «Кабмин выделит средства в необходимом размере, чтобы стабилизировать банк. На параметры бюджета это не повлияет».

Волнянская Нарина Вардгесовна

За последние 7 дней

Последние новости